МифыЛАКСКИЕ МИФЫ ОТ ЧЕГО НА ЛУНЕ ПЯТНА Уязвленный таким замечанием Луны, юноша-Солнце решил пошутить по-своему. он взял кусок овчинки, которым девушка Луна белила комнату и бросил в Луну. И надо же - попал ей в лицо. Луна обиделась и убежала от Солнца. Юноша понял, что неудачно пошутил, и погнался за девушкой, чтобы попросить прощения. До сих пор юноша Солнце бежит за девушкой-Луной и не может догнать. Появится на небе Солнце - нет Луны. Появится Луна - нет Солнца. С тех пор на Луне и пятна. ХАМИТТУРШИ Но время от времени, пылая любовью, эта сестра поднимает фату и смотрит на землю, выискивая для себя предмет любви. Если вдруг глаз человека или животного встретится с взглядом этого божества, они заболевают неизлечимой любовной болезнью и погибают. НАРТЫ-ОРЛЫ Однажды на нартов напало многочисленное черное племя. Это был очень коварный враг (лаки ненавистного врага называют черным врагом - Люхи (Лух1и)- душман). Черные враги начали одолевать нартов. Нарты уничтожили много врагов, но им не было числа. Измученные тяжелой борьбой, нарты обратились к своим богам, прося защиты. Боги посоветовали применить против черного врага огненный меч (парандарал тур). Как только нарты взяли огненный меч в руки, погибло много врагов. Полилась их кровь - не красного, а черного цвета. Убегая от огненного меча, враги достигли моря на западе. Огненный меч косил и косил их. От крови море стало черным. Меч работал, пока не скосил всех врагов. Чернота моря от их крови не прошла и позднее. Поэтому это море назвали - "Черным морем", чтобы отличить его от Зеленого моря (лаки Каспийское море называют "Зеленым морем"). Огненный меч много лет хранился в башне крепости Гурда (лаки саблю называли Гурда тур). На севере Зеленого моря жило племя каспи. Им покровительствовал бог моря Ххири. Каспи дружили с нартами, но хитростью сумели овладеть огненным мечом. Из-за этого началась война между нартами и каспи. Погибло много людей. Нарты оттеснялись все выше и выше в горы. В последнем бою нарты обратились к своим богам с просьбой превратить их в орлов, чтобы они могли подняться в небо. Так нарты стали орлами. СОЛНЦЕ АРИН И БАРХХУ На вершине горы Пнарбаку (ПнарбакТу) жила в ледяном дворце снежная красавица Пери. В нее были влюблены два нарта. Одного звали Бархху, другого - Арин. Снежная красавица сказала: "Каждое утро я вижу, как солнце выходит из морской пучины. Кто из вас сумеет создать море у подножья моей горы, тот и будет моим избранником. Я буду любоваться, как солнце будет выходить из моего моря." Нарты взялись за трудное поручение Пери. Бархху решил вырыть котлован и соорудить берега для будущего моря. Из грунта, вырытого им, образовалась гора Вацилу, которая считается священной. Арин брал из моря песок в чарыки и высыпал его возле Кумтуркалы с тем, чтобы потом понести в горы. Из этого песка образовался бархан - песчаная гора Сары-кум. Бархху закончил рытье котлована и направился к морю за соленой водой. Он вошел в море по колено и стал надолнять бурдюк водой. Арин увидел, что Бархху опережает его в работе. Пери видела, как ловко и сноровисто работает Бархху, и в душе решила предпочтение отдать ему. Заметив, что Бархху набирает воду для моря, уязвленный Арин выстрелил из лука и свалил соперника в море. Снежная Пери увидела подлый поступок Арина. Она заплакала. От своих горючих слез она растаяла, и образовалась река Кази-Кумухское Койсу, которая, прорвав хребет у Цудахара, потекла к морю. Таким образом влюбленные и встретились. Проклятый народом за подлость, Арин в одиночестве бродит по горным вершинам в поисках потерянной снежной красавицы. АМИР Амир родился от любовной связи богини Турщи и простого смертного охотника. Вырос он и стал сильным и метким охотником. Когда он ходил по земле, его ноги вязли, как в мокрой глине. Поэтому он ходил по камням, а когда камни бывали далеко друг от друга, он прыгал, и земля дрожала. Когда Амир гнался за дичью, рушились скалы. В борьбе он выходил победителем, в беге обгонял любого. Он был так силен и могуч, что никто не мог с ним состязаться в силе и ловкости. Ему было скучно от того, что не было человека, равного ему по силе и меткости в стрельбе из лука. Целыми днями он бесцельно бродил по горам и долинам. Однажды, взобравшись на вершину очень высокой горы поближе к богу, Амир вызвал на состязание верховного бога лаков Зала. Зал указал на камень, который был в несколько раз больше самого охотника. Амир легко поднял его и отбросил далеко. Зал бросил камень величиной с дом. Амир и его поднял и отбросил далеко в сторону. Зал разозлился и бросил огромную скалу. Амир не знал, за какой выступ браться, с какой стороны подступиться к скале. Он развязал веревку, которую носил с собою как охотник, обвел ею скалу, чтобы поднять ее. Но он не сумел даже сдвинуть скалу с места. Обозленный на него. Зал превратил его веревку в железную цепь и приковал кичливого Амира к скале. Амир поднатужился и попытался разорвать цепи, но не смог. Так Зал обрек Амира на вечное мученье. До сих пор он прикован к скале высоко в горах в верховьях Казикумухского и Аварского Койсу. Записано в 50-е годы со слов ученого - арабиста Магомед - Гаджи из Хосреха.
Подготовка текста, перевод с лакского языка Халила Халилова. "ЭХО КАВКАЗА- №1" 1(7), 1995 ГОД |
|